Идея создания волшебной прививки от рака звучит очень заманчиво. Один укол или таблетка и ужасающей болезни, которая веками держит в страхе весь мир, как не бывало. Еще во второй половине ХХ века ученые и врачи предрекали, что хирурги-онкологи вскоре будут нужны только, чтобы выполнить биопсию опухолевой ткани, а всё остальное сделает лекарство.
Сбудутся ли эти прогнозы, aif.ru рассказал врач-онколог, соавтор российских национальных стандартов AOR и национальных рекомендаций RUSSCO по лечению опухолей печени, желчевыводящих путей, опухолей тонкой кишки, кандидат медицинских наук Евгений Ледин.
Когда мы слышим слово «вакцина», чаще всего представляем средство профилактики инфекций. Сделал укол — и хворь к организму не цепляется. Однако в онкологии речь идёт о двух разных направлениях вакцинации: профилактической и лечебной.
Два типа вакцин
Профилактические вакцины. Конечно, от самого рака они не уберегут. Их задача — защита от инфекций, повышающих риск развития опухолей. Среди них уже сейчас достаточно массово используются:
вакцинация от вируса папилломы человека (ВПЧ). Она доказала свою эффективность в снижении заболеваемости раком шейки матки (РШМ) у женщин и некоторых видов раков у мужчин (в том числе, рака полового члена). Оказалось, что действие этой вакцины шире и она помогает уберечь также от части случаев рака головы и шеи, опухолей анального канала. При этом вакцина настолько эффективна, что в некоторых странах уже внедряется план полного избавления населения от РШМ. В России планируют включить данную вакцину в национальный календарь прививок уже в 2026 году, а некоторые регионы уже рутинно её применяют.
вакцинация против вируса гепатита B. Позволяет защититься не только от этой инфекции, но и от развития злокачественных опухолей печени. Дело в том, что хронические воспалительные заболевания этого органа значительно повышают риск рака, а сам вирус гепатита В встраивается в геном нормальных клеток печени, и ведет к их озлокачествлению.
«Таким образом, профилактические вакцины это уже часть обычной ежедневной медицинской практики, которая реально снижает риск возникновения некоторых видов рака, — говорит доктор Ледин.- Доказано, что такие вакцины очень безопасны, они практически не вызывают никаких побочных эффектов».
Лечебные вакцины. Именно они чаще всего попадают в новостные заголовки, когда мы слышим о «прорыве» или «революции в онкологии». Такие вакцины изготавливаются индивидуально под каждого пациента. О такой инновационной отечественной вакцине мы слышали недавно в новостных лентах. Цель таких препаратов — не предотвратить опухоль, а стимулировать иммунную систему атаковать уже существующий рак. И с ними, по словам эксперта, уже всё намного сложнее.
Почему нет прививки от любого ракаНесмотря на бравурные заголовки в СМИ, на сегодняшний день ни одна лечебная вакцина против рака не вошла в стандарты лечения ни в России, ни за рубежом. Это не значит, что по поводу этих препаратов нет исследований. Наоборот, их десятки и даже сотни. Но ни одно из них пока не доказало убедительно, что применение противораковой вакцины способно стабильно увеличивать продолжительность жизни пациентов. Поэтому, несмотря на то, что исследования и научные работы идут уже десятилетиями, реального их применения в широкой практике пока нет.
Причин несколько:
Сложность иммунного ответа. Опухоль это не чужеродный вирус, а хоть и изменённые, но собственные клетки организма. Иммунной системе бывает трудно отличить их от «нормальных», и броситься уничтожать.
Разнообразие опухолей. Рак — это не одно заболевание, а сотни разных болезней. То, что работает при меланоме, может быть бесполезно и даже скорее всего будет неэффективным при раке поджелудочной железы. Но речь не только о локализации. Сегодня онкологам отлично известно, что даже одно заболевание, например, рак легкого, может представлять целую группу заболеваний (в зависимости от морфологического и иммуногистохимического состава опухоли).
Опухолевые «ловушки». Многие злокачественные клетки умеют подавлять активность иммунитета и «прятаться» от иммунной системы организма. Рак очень хитёр, и задача онколога — его перехитрить, для чего лекарственное лечение приходится постоянно менять, переходя с одной линии лечения на другую.
По мнению доктора Ледина, маловероятно, что хоть какой-то метод лечения станет универсальным в онкологии. Все опухоли разные и методы воздействия на них — тоже. Поэтому любой заголовок про универсальный метод борьбы с опухолью сразу вызывает у онкологов скепсис и недоверие.
Стоит ли надеяться?
Надеяться необходимо! Да и основания для этого есть. За последние годы было опубликовано несколько обнадёживающих исследований. Так, по словам эксперта «при отдельных формах рака, например, при меланоме или раке мочевого пузыря, вакцины в комбинации с иммунотерапией показали первые позитивные результаты. У некоторых пациентов удавалось добиться частичного уменьшения опухоли. Но важно подчеркнуть, что пока речь идёт не о крупномасштабном исследовании, а о небольших группах пациентов. Данных пока недостаточно, чтобы менять клинические рекомендации и подходы к лечению, ведь эффективность вакцин чаще наблюдается только в сочетании с другими методами, например, иммунотерапией, которая уже широко используется в практике. За открытие ингибиторов контрольных точек иммунитета около 10 лет назад была вручена Нобелевская премия.
«Отдельного упоминания заслуживает и российская „вакцина от рака“, о которой в последний год часто пишут СМИ, — говорит Е. Ледин. — К сожалению, здесь ситуация ещё более запутанная. Публичных научных данных крайне мало, например, в открытых базах международных клинических исследований нет крупных публикаций на этот счет, и даже предварительных результатов, которые можно было бы обсудить, почти не представлено. Поэтому оценить перспективы такой вакцины сегодня невозможно, так как нет оснований утверждать об её эффективности и безопасности. Но, тем не менее, вакцинотерапия применяется и изучается уже в нескольких крупных онкологических клиниках, поэтому надеемся, что в ближайшие годы мы получим первые ответы на вопросы, которые накопились как у медицинского, так и у пациентского сообществ».
Главные барьеры
Доктор Ледин считает, что пока оснований для безудержного оптимизма и скорой победы над раком нет. Даже если одна из разработок окажется успешной, и исследования на животных или даже людях подтвердят уменьшение или гибель опухоли под влиянием вакцин, то и тогда внедрение в практику таких препаратов вызовет немало сложностей. Главными барьерами, по его мнению, станут такие серьезные вопросы, как.
Безопасность. «Пока что мы не до конца понимаем, какие краткосрочные и долгосрочные побочные эффекты будет оказывать этот метод лечения. В любом случае потребуется еще и достаточно долгий период изучения последствий вакцинотерапии», — говорит эксперт.
Доступность. Вакцины сложны и дороги в изготовлении. Сделать их доступными для сотен тысяч пациентов может быть не по силам экономике даже благополучных стран.
Избирательность воздействия. Вероятнее всего, вакцины будут эффективны лишь при определённых типах опухолей или у пациентов с конкретными генетическими особенностями.
Проблемы сочетания с другими видами лечения. Под большим вопросом, по мнению эксперта, и возможность сочетания противоопухолевых вакцин с привычными для нас методами лечения. Пока не известно, как лучше ли их использовать: отдельно или совместно с другими противоопухолевыми препаратами.
Осторожный оптимизм
«Крупные подтверждающие исследования, необходимые для выхода любого лекарства или технологии в рутинную практику, могут заниматься годы, иногда десятилетия. То есть даже если в ранних научных работах мы получим хорошие результаты, показывающие потенциальную эффективность вакцин от рака, нужно будет провести более тщательное их изучение на сотнях пациентов, чтобы понять, кому и когда их назначать. Так устроена доказательная медицина и таковы правила, предписывающие, прежде, чем допустить лекарство в широкую практику, сначала доказать его эффективность и безопасность. Ведь основной принцип медицины — не навреди. Поэтому маловероятно, что мы увидим лечебные вакцины на полках клиник в ближайшие несколько лет, — говорит эксперт. — Тем не менее, медицина, как наука, постоянно развивается, и практически ежемесячно мы видим все новые и новые методики и препараты, помогающие шаг за шагом обеспечивать победу над этой сложной болезнью».