Жизнь на инсулине: почему таблетки лучше инъекций, а диета - обязательна?

Таблетки или инъекции? Эта дилемма рано или поздно встает перед многими больными сахарным диабетом 2‑го типа. И от того, насколько правильно они ее разрешат, подчас зависит не только качество, но и продолжительность жизни такого пациента.




Практика показывает: перевести на инъекции инсулина больного диабетом крайне сложно. Камень преткновения – множество мифов, бытующих вокруг инсулинотерапии. Не только среди пациентов, но и среди врачей.
Слово заведующему отделением программного обучения и лечения Института диабета ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава РФ, доктору медицинских наук Александру Майорову.
Миф 1: Инсулинотерапия – это крайность. Таблетки принимать удобнее.
На самом деле. Таблетированные препараты, одни из которых стимулируют выработку собственного инсулина (гормона, понижающего уровень глюкозы крови), а другие устраняют инсулинрезистентность (невосприимчивость к нему организма), принимать и впрямь удобнее. Но надо понимать, что когда-то наступит тот этап, когда своего инсулина пациенту уже будет недостаточно и таблетки не смогут снижать уровень глюкозы крови.
Такова уж природа сахарного диабета 2‑го типа: со временем запас бета-клеток поджелудочной железы, ответственных за выработку инсулина, истощается. Что тут же отражается на показателях глюкозы крови. Свидетельствует об этом такой показатель, как гликированный гемоглобин (HbA1c), который отражает (но не равен ему!) средний уровень глюкозы крови за 3 месяца. Все больные диабетом должны регулярно его определять в лаборатории. Если этот показатель превышает допустимую величину (до 6,5% у людей 50 лет, до 7% – у людей до 70 лет и до 7,5% – у людей старше 70 лет) на фоне длительного лечения максимальными дозами таблетированных препаратов, двух мнений быть не может: пациент должен получать инсулин. В идеале – это 30–40% больных сахарным диабетом 2‑го типа, как правило, со стажем болезни более 10 лет, а то и меньше, учитывая, что поначалу диабет протекает скрытно.
На практике инсулинотерапию у нас в стране получают 23% больных сахарным диабетом 2‑го типа, многие из которых переходят на нее спустя 12–15 лет от начала болезни, когда уровень глюкозы крови у них уже зашкаливает, а показатель гликированного гемоглобина достигает 10% и выше. При этом у большинства из тех, кто решился перейти на инсулин, уже есть серьезные (в первую очередь – сосудистые) осложнения сахарного диабета. Специалисты не скрывают: несмотря на то что Россия сейчас располагает всеми современными медицинскими технологиями (в том числе – новыми таблетированными и инъекционными препаратами, которые снижают глюкозу крови только тогда, когда это необходимо), компенсация углеводных нарушений у нас в стране пока не дотягивает до международных стандартов. Причин много. Одна из них – страх пациентов перед инъекциями инсулина, которые придется делать всю жизнь.
Миф 2: Инсулинотерапия – это пожизненная привязка к инъекциям.
На самом деле. От инсулина можно отказаться в любой момент. И… опять вернуться к прежним высоким цифрам глюкозы крови, рискуя заработать опасные для жизни осложнения. Между тем при грамотно подобранной инсулинотерапии жизнь больных сахарным диабетом практически ничем не отличается от жизни здорового человека.
А современные дозирующие устройства многоразового использования для введения инсулина с тончайшими иглами позволяют свести к минимуму неудобства, вызванные необходимостью постоянных инъекций.
При этом инсулинотерапию назначают далеко не только тем, у кого собственные запасы инсулина практически исчерпаны. Поводом для ее временного назначения могут быть:
воспаление легких, тяжелый грипп и другие серьезные соматические заболевания, возникшие у больного диабетом; противопоказания для назначения таблетированных препаратов (например, если у человека лекарственная аллергия или не в порядке почки, печень); желание пациента с сахарным диабетом 2‑го типа вести более свободный образ жизни или невозможность соблюдения диеты из-за ненормированного графика работы и т. д.
Миф 3: На инсулинотерапии необязательно соблюдать диету.
На самом деле. Прием инсулина не означает отказа от сбалансированной диеты, направленной на снижение сахароповышающего эффекта потребляемых продуктов, а при избыточной массе тела – от принципов низкокалорийного питания, о которых мы писали в предыдущих номерах «АиФ. Здоровье» (см. №№ 21 и 22).
Кстати, диету необходимо соблюдать еще и потому, что, перейдя на инсулин и улучшив уровень глюкозы крови, многие больные начинают немного прибавлять в весе. Но, если пациент четко следует предписаниям врача и придерживается сбалансированного питания, его вес останется стабильным. Да и дозы инсулина не будут расти.
Миф 4: Инсулин может ухудшить состояние больного диабетом.
На самом деле. К такому выводу некоторые больные сахарным диабетом 2‑го типа приходят, ошибочно связав совпавшие по времени осложнения болезни с назначением инсулинотерапии. Мол, стал сосед по даче принимать инсулин и… ослеп.
На самом деле к такому развитию событий человека приводит не инсулинотерапия, а долгое существование при высоком уровне глюкозы крови, фактически в условиях дефицита инсулина, не скомпенсированного лечением.
Международная медицинская практика говорит об обратном: качество и продолжительность жизни больных сахарным диабетом 2‑го типа, принимающих адекватное лечение (в том числе – инсулин) до того, как у них развились сосудистые осложнения, сегодня зачастую даже выше, чем у их относительно здоровых сверстников.
*Кстати
Снижение гликированного гемоглобина на каждый 1% уменьшает риск развития таких осложнений сахарного диабета 2‑го типа, как: ампутации или смерть от болезни периферических артерий – на 43%; микрососудистые осложнения (поражение глаз, почек) – на 37%; инфаркт миокарда – на 14%.
« Глютен: вся правда и мифы
Причины и первая помощь при судорогах »
  • +15

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Жизнь-боль, на хрена се это кто то придумал?