Как жить в эпоху терактов?

Больше половины россиян боятся стать жертвами террористов.




Серия терактов во Франции, неясная история с Airbus А-321, ежедневные сводки новостей о действиях наших ВВС в Сирии — такого рода информация неизбежно отражается на подсознании. В связи с последними событиями многие россияне стали опасаться новой волны терактов. Это подтверждают данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Стать жертвами экстремистов боятся 65% опрошенных. Лишь каждый седьмой соотечественник уверен, что ни ему, ни его близким ничего не угрожает, а ИГИЛ — угроза более чем далекая. Кроме того, эксперты ВЦИОМ отмечают: уровень тревожности напрямую зависит от информированности человека — чем насыщеннее поток информации, тем больше беспокойство.
Это нормальное состояние — человек должен чего-то опасаться. Так человек лучше адаптируется к современным условиям. Другое дело, когда тревога приобретает такую интенсивность, длительность, постоянство, это заполняет всю жизнь человека. Тогда страх превращается в болезненный симптом, в фобию.Юрий ДжангильдинВрач-психиатр, профессор кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии НПЦ Психоневрологии
Поэтому каждый должен разобраться, какова природа его страха, и есть ли в нем конструктивная составляющая.
Страх рациональный и иррациональный
Человеческая реакция на любые шокирующие события состоит из двух частей — рациональной и иррациональной. Первая помогает обезопасить себя, заранее принять необходимые меры (обращать внимание на подозрительные предметы, незнакомых соседей, избегать мест скопления народа и так далее). Иррациональный компонент разрушителен: постоянная тревога лишает возможности мыслить и действовать адекватно.
По мнению зарубежных исследователей, именно этого и добиваются террористы. Их задача — вселить ужас в обычных людей. Паника подрывает общество изнутри. В страхе человек способен на вещи, которые ранее считал неприемлемыми, — по-другому посмотреть на террористические организации, инициировать протестный митинг, поддаться на экстремистскую пропаганду, в конце концов.
С этой точки зрения, невольными «пособниками» терроризма становятся сами СМИ. Прокручивая трагические кадры, они обостряют и без того пугающую ситуацию, а журналисты культивируют страх смерти. На фоне взрывов и перестрелок логические доводы теряют свою силу. Никто не будет сравнивать пугающую статистику ДТП или смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, когда со всех экранов льется информация о зверствах ИГИЛ.
Круглосуточные новостные каналы не только сообщают о последних событиях, но и усиливают напряжение. Поэтому необходимо самостоятельно дозировать поступающую информацию.Юрий ДжангильдинВрач-психиатр, профессор кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии НПЦ Психоневрологии
Крупнейшее исследование, проведенное учеными Еврейского университета в Иерусалиме, доказывает: убить может сам страх террористической угрозы. «Мы обнаружили, что постоянная тревога и страх перед терроризмом могут нарушить уровень содержания нейромедиаторов, в частности ацетилхолина. Подобное состояние заставляет работать сердце на высоких оборотах. Эти изменения связаны с повышенным риском сердечного приступа и инсульта», — сообщают исследователи.
На самом деле, статистика насильственной смерти от рук террористов даже близко не стоит с показателями смертности, вызванной ожирением, алкоголизмом и курением. «Фобические реакции хотя бы раз в жизни испытывает примерно 50–60% людей. К счастью, это временные состояния, которые проходят сами и не требуют помощи специалистов», — сообщает врач-психиатр Юрий Джангильдин.
Главное — не допустить длительной фиксации страха. Единого совета быть не может. Но психотерапевты уверены: у каждого есть способы осознанной борьбы с тяжелыми мыслями. Уделите внимание близким, переключитесь на работу, не позволяйте страху надолго поселиться в голове.
Устойчивое болезненное состояние приводит к тому, что человек прибегает к одной из защитных неадекватных реакций, которая называется „избегание“ — то есть он начинает избегать источника своего страха. Это не только не помогает справиться, но еще больше закрепляет имеющийся страх.Юрий ДжангильдинВрач-психиатр, профессор кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии НПЦ Психоневрологии
Если вы стали жертвой теракта
Психотерапевты также уверены, что знание основных правил поведения в критических ситуациях помогает справляться со стрессом, даже если вы никогда не станете участником страшных событий.
Сайт ФСБ регулярно обновляет информацию о правилах поведения при захвате заложников. Если поведение обычно находится во власти экстремистов, то управлять психологической стороной ситуации человек в состоянии.
«Необходимо настроить себя на то, что достаточно продолжительное время вы будете лишены пищи, воды, и возможно, движения. Кроме этого необходимо заставлять работать свой головной мозг, чтобы не замкнуться в себе и не потерять психологический контроль. Вcпоминайте содержание книг, решайте математические задачи, если кто-нибудь знает молитвы, он может молиться. При этом необходимо твердо знать, что с террористами ведутся переговоры, и в конечном итоге вы обязательно будете освобождены», — сообщает сайт ведомства.
Также стоит понимать, что переговоры или подготовка к штурму требуют времени, поэтому заранее стоит настроить себя на длительное пребывание рядом с террористами.
«Никаких самостоятельных действий. Как только вас взяли в заложники, представьте себя бревном, которое молча сидит или лежит и выполняет требования похитителей. Всем остальным занимаются правоохранительные органы», — резюмирует Владимир Михайлов, полковник КГБ в отставке.
Как показывает практика, большое количество людей гибнут при штурме. Поэтому правило «лечь и не двигаться» должно действовать до последнего — пока силовики полностью не возьмут здание под контроль.
Если близкие люди стали жертвой теракта
Параллельно с силовыми структурами всегда действуют службы психологической помощи. Российское сознание устроено таким образом, что до последнего человек пытается справиться с критической ситуацией самостоятельно. Не пренебрегайте работой специалистов.
К сожалению, наша страна накопила колоссальный опыт в общении с родственниками и близкими пострадавших от рук террористов.
Специалисты помогут даже в самой критической ситуации. Помните, ваше стабильное психологическое состояние — залог скорейшей реабилитации.
« 7 самых смертоносных эпидемий в истории
Как правильно париться в русской бане »
  • +23

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Я в постоянном теракте от государства нашего живу, ради нашего блага нам в пищу ГМО вечно подсовывают, и как определить есть там ГМО или нет- сразу не определишь… кошки вон -сосиськи не едят и др. подобную ГМпродукцию… им проще… а морковь со свеклой они точно есть не будут- не их природная еда и не узнаешь-модифицированы они или нет.
+1
  • avatar
  • alik
Проверять еду на кошках, если она не есть и сам не ешь. Я так делал когда привёз колбасу «Салями» из Москвы и первое, что сделал — дал кошке она брезгливо понюхала и отошла. Ясно, что там мясом и не пахнет, уж кошку не обдуришь.